Моющие свойства

Способность смывать загрязнения внутри двигателя является одной из важнейших характеристик современного масла, так как безотказная работа двигателя в течение продолжительной эксплуатации возможна только при сохранении чистоты всех его деталей. Чистыми должны быть кольцевые канавки поршней, чтобы кольца не теряли подвижность, сами поршни, чтобы обеспечить отвод тепла, а также масляные каналы, клапанный механизм, кулачки и другие трущиеся детали. Ресурс работы масла обусловлен главным образом его моющими свойствами, поэтому во всех моторных испытаниях моющим свойствам уделяют большое внимание.

Двигатель загрязняется ввиду интенсивного окисления масла, контактирующего с горячими поверхностями деталей. Отложения и кокс заполняют кольцевые канавки, уменьшают подвижность колец, лак и смолистые отложения, покрывают все остальные летали двигателя, а смолы образуют в картере шлам, который способствует закупориванию масляного фильтра и масляных каналов. Масло должно препятствовать образованию продуктов окисления и не допускать их отложения на поверхностях деталей. Если при продолжительной работе двигателя детали не загрязняются, считается, что масло обладает хорошими моющими свойствами. Моющие свойства моторных масел оцениваются непосредственно чистотой деталей двигателя и косвенно общим щелочным числом (TBN) и коксуемостью.

Чистота двигателя (cleanliness) — это комплексная характеристика, включающая а себя не только моющие свойства масла, но и его стойкость к окислению, а также способность подавлять коксо- и смолообразование. Смолистые отложения практически не образуются пока в масле находятся моющие присадки. Моющие свойства масел определяются при помощи стендовых моторных испытаний. Чистота каждого типа двигателя определяется разными методами испытаний, при которых устанавливаются разные режимы работы двигателя (предельно высокая температура и частота вращения коленчатого вала, неполный прогрев двигателя в режиме стоп-старт и т.д.). Общая моющая способность определяется после разборки двигателя и оценки количества загрязнений на отдельных деталях.

При моторных испытаниях моющая способность масла определяется по следующим показателям:

Бензиновый двигатель:

Отложения при высокотемпературном окислении (150 °С):

  • Заклинивание колец
  • Заклинивание толкателей
  • Лакообразование
  • Отложения на межкольцевой части поршня
  • Отложения на подушках коромысла

Отложения при низкотемпературном окислении (46° — 100°С):

  • Лакообразование на юбке поршня
  • Лакообразование в двигателе
  • Заклинивание колец
  • Отложения на крышке клапанного механизма
  • Отложения на поршне

Дизельный двигатель:

  • Засорение верхней кольцевой канавки
  • Отложения на поршне
  • Отложения кокса на верхней части поршня

Моющие свойства масла оказывают непосредственное влияние на полировку стенок цилиндров. Ниже приводятся основные стандартные стендовые и моторные испытания, применяемые для определения моющей способности моторного масла:

  • для дизельного двигателя, работающего в высокотемпературном режиме с применением сернистого топлива оценивается чистота поршня и подвижность колец по стандартам СЕС L-12-A-76 «Оценка чистоты поршня в испытательном дизельном двигателе М WM KD 12Е»
  • для дизельного двигателя с турбонаддувом, работающего под нагрузкой оценивается образование отложений на поршнях по стандарту CEC L-24-A-78 «Оценка моторных масел в отношении образования отложений на поршне при тяжёлом режиме работы, Petter AV-B дизельный испытательный двигатель с турбонаддувом»
  • для мощного дизельного двигателя с турбонаддувом, работающего в условиях неполного прогрева оценивается образование отложения на поршне и полирование стенок цилиндра по стандарту СЕС L-42-A-92 «Отложения на поршне и полирование стенок цилиндров мощного дизельного двигателя MB ОМ 364А» (Heavy duty Diesel piston deposits and cylinder bore polishing. MB ОМ 364A engine);
  • образование высокотемпературных отложений и прихватывание колец в бензиновом двигателе оценивается по стандарту СЕС L-55-T-95 «Высокотемпературные отложения и прихватывание колеи в бензиновом двигателе» (High temperature deposits, ring sticking in gasoline engines);
  • высокотемпературное окисление моторного масла в бензиновом двигателе оценивается по стандарту ASTM STP 315Н Sequence IIIE;
  • склонность к низкотемпературному нагарообразованию в бензиновом двигателе оценивается по стандарту ASTM STP 315Н Sequence VE;
  • склонность к образованию отложений в условиях высокой скорости и высокой температуры в бензиновом двигателе оценивается по стандарту ASTM STP 509А CRC L-38.

В США моющая способность масла оценивается по прихватыванию колец и по количеству загрязнений (отложений) в кольцевых канавках. Для этого проводятся моторные испытания на двигателях «Catеrpillar» в разных режимах работы (1-Н2,1-D, 1-G 2) согласно стандарту ASTM STP 509А.

Подготовлено по материалам сайта: http://upl-rus.ru/library_properties.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*